Фотография как искусство. Пикториализм и монокль.

Спасибо фотографам, которые разглядели в фотографии искусство.

Шкрабов, пикториализм, театр,

Возможно, вы удивитесь,  но на заре своего существования фотография носила исключительно прикладной характер.  Архитектурная, портретная, документальная — фотография четко и точно изображала фотографируемые объекты такими, какие они есть. Любые проявления творчества или подражание живописи встречали жёсткую критику. Конечно, вопрос о том, является ли фотография искусством, поднимался с самого начала появления фотографии, однако на него обычно отвечали отрицательно как сами фотографы в своём большинстве, так и художники.

Критики говорили, что изобразительное искусство требует длительного обучения и особого мастерства,  в работах художников всегда виден их уникальный почерк, а двух одинаковых работ не существует. Можно взять полотно одного автора и отличить его от полотна другого автора. Фотографии же не считались чем-то уникальным, они делались по одному принципу, каждый желающий мог легко овладеть техникой съемки.  Вдобавок, фотография всегда отличалась гиперреалистичностью. Она стремилась всегда отразить окружающий мир в точных деталях таким, какой он есть. Настоящее же искусство такой цели не преследует. Помимо всего прочего,  с самого начала фотография имела коммерческую основу, в отличие от искусства как такового. 

На первый взгляд, приводимых аргументов достаточно для того, чтобы поставить крест на фотографии, как разновидности изобразительного искусства. Однако история всё же доказывает обратное.  Сторонники идеи о том, что фотография всё же может быть искусством, показали это на своем  примере. 

Шкрабов, пикториализм
Шкрабов, пикториализм
Шкрабов, пикториализм

Во второй половине 19 века в мире фотографии формируется целое направление подражания живописи, именуемое термином «Пикториализм».  Интересный факт-многие приверженцы этого течения брали в руки кисти и становились за холст с целью понять суть живописи, а затем уже создавали свои фотоработы используя художественные приемы. Для достижения своих целей они использовали различные средства и техники — мягкорисующую оптику, длинную выдержку, расфокусировку, специфические методы фотопечати и др. Одна из важнейших задач в получении живописной фотографии — создание обобщенного изображения,  формирование образа, лишенного излишней гиперреалистичности.  Во многом, именно пикториализм предоставил возможность работам фотографов  попасть в выставочные залы наравне с полотнами известных художников. Хотя и по сей день самые дорогие полотна стоят значительно дороже самых дорогих фотографий.

Шкрабов, аналоговая
Шкрабов, пикториализм
Шкрабов, пикториализм
Шкрабов, пикториализм

Пример оптических искажений монокля. Можно даже получить разложение света в спектр (радугу) при боковой засветке.

Одним из средств получения живописных снимков является монокль. Это простейший, но удивительный объектив,  состоящий всего лишь из одной вогнуто-выпуклой линзы. Он подвержен многим  видам оптических искажений — хроматическим, сферическим аберрациям, дисторсии. У него маленькая светосила, он  малоконтрастен, а резкость слабая и значительно убывает к краям. Но как раз по причине своей не совершенности этот объектив позволяет получать уникальные, неповторимые, живописные снимки.  С моноклем работать непросто, особенно современным фотографам, привыкшим к тому, что автоматика всё решает за них. Особая настройка ручной фокусировки не до появления резкости, но до появления сияющего ореола, ручная настройка диафрагмы, которая влияет не на глубину резко изображаемого пространства, а на степень размытия.  Вся работа с моноклем ведется в ручном режиме, а из настроек камеры остается только светочувствительность (для цифровых камер) и выдержка. 

Пикториализм потерял популярность ещё в 20-30х годах прошлого столетия, однако и сегодня известны фотографы, которые используют его в своем творчестве. К примеру, в РФ широко известен Георгий Колосов, который снимает исключительно на монокль.  

Я снимаю на монокль не часто, для меня это не повседневный объектив. Я считаю, что нужно иметь особый творческий настрой, для того что бы создавать с его помощью  свои изображения. Моноклевое изображение мне полюбилось за свою воздушность,  эфемерность. Как будто сам воздух становится зримым на этих фотографиях. Такого эффекта практически невозможно добиться в графических редакторах, да и не нужно.

Шкрабов, пикториализм, стрит

Кстати, если кому интересно — свой монокль я делал на заказ у Вячеслава Зитева. Он один из не многих, кто сегодня занимается изготовлением и продажей особых творческих объективов-моноклей, петцвалей, ахроматов. На его сайте так же есть много интересных материалов на эту тему.

Шкрабов, пикториализм

Мой блог

Посмотреть избранное!